СЕКРЕТ УСПЕХА

СЕКРЕТ УСПЕХА – ВНУТРЕННИЙ ЦЕНЗ И КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

В Гомеле миновала первая половина сбора для учащихся спортивной школы по фигурному катанию под модерацией российских специалистов (Юрий Тишков, Ярослав Попов). Промежуточные итоги сбора – в коротком интервью с одним из приглашённых тренеров.

- Юрий, половина сбора миновала. Можете поделиться первыми впечатлениями?
- Город, арена и прилегающая база, погода даже – всё на «5 +». Купались сегодня в озере за Сожем – лето!
- Это вы так изящно уходите от ответа относительно уровня подготовки наших детей?
- Это всегда вопрос «на засыпку». Что вы хотели бы услышать? Что полгруппы – без пяти минут чемпионы? Могу сказать и так, но правда будет заключаться в том, что сегодня никому из нас неизвестно, кто вырастет из сегодняшних 8-леток. Единственное и главное, что нельзя не отметить – это мотивированность местных детей: в таком возрасте редко, когда встретишь такую сосредоточенность в детских глазах.
- А 2-я группа, наполовину состоящая из перворазрядников и КМС?
- Здесь простого ответа не будет. Конечно, классом они пониже одногодок, выступающих на уровне национального чемпионата России, но это не означает, что кто-то где-то провалил работу. У нас было несколько бесед с местными тренерами, мы говорим – на одном языке, мы в общем примерно одинаково выстроили перспективный план подготовки, то есть претензий к квалификации тренеров – нет никаких. Равно как и к руководству местной спортивной школы: в условиях закрытой пока второй арены выкроили лёд, предоставили весь запрошенный нами технический райдер – от помещений и уличных площадок до кардиологов с портативным комплексом ЭКГ – для глубинного тестирования работоспособности детей. То есть – не в людях тут дело. Трудность воспитания спортсменов высокой квалификации – в среде, которая пока делать этого практически не позволяет.
- ??
- Ведущие спортсмены мира тренируются практически в режиме постоянного сбора, имеют достаточный объём и льда, и «сухих» тренировок, зачастую они практически извлечены из обычной жизни и помещены в условия интерната – не всегда, но очень часто. Потому конкурировать с иностранцами, тренирующимися по 5-6-8 часов в сутки, имея в наличии всего 75 минут льда в день, невозможно физически. Старшие гомельские дети, участвовавшие в сборе, – на подходе к тройным, и, наверное, при благоприятных обстоятельствах они их освоят, но скольжение, ледовая хореография – то, что даёт компоненты – на это чаще всего нет ни времени, ни места. И это – вовсе не чисто белорусская проблема, в России на периферии нередко происходит то же самое: системы спорта и образования – две параллельные реальности, очень трудно сплавляемые в условиях региона и тем более – в масштабах какой-то одной спортивной группы. На топ-уровне – да, но не на периферии. Так что у нас – те же проблемы. Единственное, что подстёгивает и детей, и тренеров в РФ – более высокий уровень конкуренции. Чего в Беларуси, конечно, пока нет: на Гран-при можно попасть с оценкой 50-60 на произвольную, при таком внутреннем «цензе» сам факт участия в этапе Гран-при – «потолок».
- Звучит фатально.
- Нет. Звучит как задача. Хочешь чемпиона – создай для него среду: конкурентную и объёмную. Нет естественной конкуренции – установи искусственную планку. Скажем, на этап едет только тот, кто получает минимум 100 баллов, или та, кто получает минимум 80 баллов за FS. Нет – сиди дома, даже если ты пятикратный чемпион страны. Нет конкуренции между спортсменами – значит, имеет смысл организовать конкуренцию с математикой. Преодолеет спортсмен эту жёсткую планку – пусть едет и бьётся за выход в финал. Нет – пусть работает дальше. Вы расскажите лучше, что вам как организаторам сбора показалось полезным и интересным – для нас обратная связь не менее важна, чем для вас – наши выводы.
- Трудно сказать за всех, общее собрание со сбором мнений пройдёт в конце сбора. Но тренерской бригаде, вовлечённой в процесс, показались очень свежими интенсивные тренинги по скольжению (и набор упражнений, и сама динамика) и научно-методическая составляющая: начиная от того самого теста, о котором вы упоминали, заканчивая «разбором полётов» - видеоанализом прыжков, записанных в slowmotion, и теоретическим занятием о природе прыжков, которое вы начали со слов: «Ничего нового я вам не скажу», а сами целую лекцию прочли. Это – совершенно новая для нас практика. «Сухие» тренировки, это тоже предмет для отдельного разбора. Где вы набираете эти подходы, упражнения?
- Теория показала себя очень эффективно в Китае – там мы впервые провели занятие о природе прыжков, и местные дети буквально в два дня «полетели» совсем по-другому. Но Китай – это отдельная история, отдельный менталитет. В России, в Восточной Европе к теории отношение – более «попсовое», что ли. Дети впитывают вроде с интересом, вроде понимают, но переносят это понятое на лёд – с трудом. Тем не менее, мы обязательно включаем это занятие в сбор, потому что убеждены: дети должны осознанно подходить к прыжку. И если тренер по какой-то, чаще всего объективной, причине этот момент пропустил, пробел этот восполнить необходимо. Рано или поздно это сыграет. Путь даже – потом, когда спортсмен сам станет тренером и начнёт ставить прыжки собственным воспитанникам.
Что касается тестов и «сухих» тренировок. Сборы – это интенсив, который приближает спортсмена к границе его работоспособности. Важно эту границу не пересечь. Найти эту грань заранее – первая цель теста. Вторая – определить дефициты подготовки, не бросающиеся в глаза, и дать рекомендации о том, как их быстро нивелировать. Словом, тест – способ выбрать более точный фарватер подготовки, помочь быстрее прийти к той же цели, к которой можно прийти, просто увеличив объём. Ну а сами по себе комплексы упражнений – это сплав, происхождение которого установить почти невозможно. Часть из них – привнесённое в нашу практику специалистами более высокого класса. Что-то подсказал Алексей Урманов, что-то – Сергей Чемоданов, что-то – тренеры национальных команд из других стран, что-то – коллеги из регионов: мир фигурного катания – это же коктейль такой, в котором можно отыскать множество действительно уникальных вещей, если целью такой задаться, конечно. Что-то – результат нашего собственного опыта, и мы не видим смысла держать его за семью печатями.
- Вы поэтому не возражаете против съёмки тренировок?
- Не очень понимаю, почему нужно возражать, если весь смысл сбора – в том, чтобы после его окончания всё продолжалось в том же ритме. Если тренеры, родители снимают занятия – это ещё не гарантия, но уже возможность того, что итоги сбора не уйдут в песок.
- Что ожидает детей в следующие 6 дней?
- В последние две тренировки первой половины сбора уже явственно чувствовалась и накопившаяся усталость, и приблизившаяся граница мастерства. Если в начале новые задачи и младшие, и старшие схватывали сравнительно легко, то в последний день и те, и другие – «завязли». Мы отмечаем для себя: вот уровень сложности, с которого плуг должен погрузиться в землю на всю глубину. Речь и о скольжении, и о вращениях, и о прыжках. Просто на скольжении это заметнее всего.
- Столько внимания скольжению: отдельная тренировка в день + длительная раскатка перед прыжками: скольжению посвящено 2/3 времени, отведённого на ледовую подготовку.
- Дальше пропорция изменится, но сейчас важно проверить, а где-то и выставить базовые вещи, без которых дальше не продвинешься: «живые» дуги непрерывного скольжения, статичные прыжковые дуги, выталкивание довести до состояния рефлекса, въезды, ускорения во вращениях и точность позиций в них – здесь нет мелочей. Тренеры относятся к такому подходу с пониманием.
- Что потом?
- Потом мы улетим домой: активность выездных сборов не должна ставить под угрозу подготовку наших собственных детей, хотя без компромиссов, а честнее сказать – без жертв здесь не обойтись. Благо, в школе – надёжный старший тренер, которая на время нашего отсутствия в городе принимает весь объём работ на себя. Но план – продолжить работу дистанционно: организовать канал обратной связи, по которому было бы возможным продолжить общение с местными специалистами на расстоянии.
Сборы в Гомеле продлятся ещё 6 дней. По их результатам мы опубликуем ещё один – итоговый материал

Комментарии закрыты.